т.8(8212)355-380т.8(912)865-53-80(МТС) т.8(904)238-17-68(Тele2)
г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая 4, оф. 410
Режим работы: 8:00 до 22:00
Изъятие из оборота и ограничение в обороте земельных участков

Изъятие из оборота и ограничение в обороте земельных участков

Оборот земельных участков как понятие базируется на положениях, которые говорят об оборотоспособности прав граждан при оформлении тех или иных земельных участков.

Данные положения  сформулированы в ГК РФ и представленные там в качестве вещей, способных служить объектом сделок, относящихся к гражданско-правовым, результатом которых может предстать переход прав на имущество от одного лица к другому.

Важное положение содержится в пункте 3-ем статьи 129-ой ГК РФ, которое конкретизирует общие представления о возможности отчуждения или перехода в разные руки объектов гражданских прав в порядке правопреемства на основании различного рода договоров, таких, как, например, договор купли-продажи,  договор дарения, аренды и т.д., а также по другим предусмотренными законодательством причинами.

Оборот земельных участков как понятие позволяет четко понять что-либо о правовом режиме собственности граждан и юридических лиц на землю, установить особый приватизационный режим для земельных участков, которые могут находиться в государственной либо муниципальной собственности, как одно из оснований возможности осуществить обладание правами гражданами и юридическими лицами на землю.

Оборот земельных участков как понятие также может быть использовано для классификации при оформлении земли и приватизации земельных участков, проведение которых возможно в зависимости от имения либо неимения прав на преобразование муниципальной и государственной собственности в частную. По данному критерию находящиеся в муниципальной и государственной собственности земельные участки можно разделить на участки, которые:

  • подлежат приватизации и оформлению права собственности;
  • подлежат приватизации, но она осуществляется в особом порядке либо ограничена;
  • не подлежат приватизации.

Содержащееся в законодательстве понятие "ограниченный оборот" означает принадлежность объекта только определенным участникам либо находиться в обороте необходимо только по специальному разрешению со стороны публичных властей. Также в законодательстве содержится и понятие «запрещенный оборот», означающее запрет на совершение отдельных сделок гражданско-правовой направленности, в их числе и сделки купли-продажи, которые включают в себя некоторое имущество, которое не может подлежать приватизации ввиду необходимости сохранения в муниципальной либо государственной власти.

Изъятие имущества из оборота граждан либо юридических лиц означает невозможность свободного приобретения, продажи и другого распоряжения имуществом гражданами и юридическими лицами.  Земельные участки, которые изъяли из оборота, предоставляться в частную собственность не могут, что означает невозможность участия данного имущества в приватизации земельных участков.

Те земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности и оформление прав собственности которых возможно только на основании определенного разрешения властей либо в особом порядке, называют ограниченными в обороте.

Пожалуй, важнейшим документом в земельном законодательстве является федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В совокупности с правовыми нормами ЗК РФ, он содержит меры, направленные на государственное регулирование оформления права собственности.

Меры по ограничению приватизации земельных участков обеспечиваются правовыми нормами, которые не признают действительными сделки, совершенные с нарушениями норм оформления земли в собственность. Иногда, в установленных законом случаях возможны другие последствия нарушения норм оформления земли в собственность. Установлена юридическая ответственность за нарушение требований в сфере приватизации земельных участков, кроме того это может привести к принудительному прекращению действия прав на участок с землей.

Земельные участки с ограниченной оборотоспособностью делятся на несколько групп:

  • К первой группе относятся участки, которые находятся в пределах каких-либо особо охраняемых зон, исключение составляют земли государственных заповедников и национальных парков. В эту же группу относят земельные участки лесного фонда государства либо занятые водными ресурсами, земли, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности. Существуют также особо охраняемые водные ресурсы, которые выделяет закон как водные экосистемы, которые в свою очередь имеют особое значение для государства. Такие объекты на основании решений судебных органов полностью или частично изымаются.
  • Вторую группу составляют участки земли занятые особо ценными объектами. Например, признанные культурным наследием народов РФ, включенные в список всемирного наследия в области культуры.
  • Третья группа включает в себя участки земли, которые используются для обеспечения безопасности и действий оборонного характера, либо участков, предоставленных для обеспечения оборонной промышленности, нужд таможни и др.
  • К четвертой группе относятся так называемые «земли транспорта», т.е. земли, которые, так или иначе, используются различным транспортом. Перечень таких земель содержится в пункте 5-ом статьи 27-ой ЗК РФ. Он содержит в себе земельные участки, на которых расположены: порты, вокзалы, аэропорты, аэродромы, терминалы и связанные со всем этим сооружения.
  • Пятую группу составляют земли, используемые либо предназначенные для обеспечения деятельности организаций, объектов связи, телевидения, информатики и радиовещания. Согласно ЗК РФ к их числу можно отнести и участки земли, на коих находятся предприятия эксплуатационного характера в сфере связи, радиорелейные, кабельные и воздушные радиофикации, линии связи, подземные и наземные усилительные пункты, наземные сооружения и любая инфраструктура связи со спутником.
  • Шестая группа включает в себя участки земли, которые предоставлены для космической деятельности. В законе РФ «О космической деятельности» от 20 августа 1993 года № 5663-1 содержится перечень инфраструктуры на земле, как-либо используемой для космической деятельности и находящейся в федеральной собственности, передающиеся в ведение государственных организаций, которые осуществляют эксплуатация этих объектов. Владение такими участками земли осуществляется на праве бессрочного пользования, ограниченного пользования либо аренды.
  • В седьмую группу входят участки земли, которые предоставлены для производства высокотоксичных и ядовитых веществ.
  • К восьмой группе относятся загрязненные опасными отходами, подвергшиеся биогенному загрязнению, загрязненные радиоактивными веществами и другие подвергшиеся деградации земли.

Земельный кодекс РФ в соответствии с обусловленной общегосударственной значимостью муниципального и государственного имущества выделяет три категории отстроенных земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не имеющих возможности приобретения на коммерческой основе в собственность юридическим либо гражданским лицам. А именно:

  • Земельные участки, на территории которых расположены природные государственные заповедники и национальные парки, для которых ввиду определенных условий установлен усиленный охранный режим. Под определенными условиями понимаются такие, как особое природоохранное, культурное, научное, оздоровительное и рекреационное значение. Установив правило, в котором государству отдается право сохранить в своей собственности земли государственных заповедников природы и национальных парков, Земельный кодекс РФ допускает на таких земельных участках передачу их в собственность юридических лиц и граждан. Земельные участки собственников, а также иных пользователей в отдельных случаях могут находиться в границах национальных парков.
  • Земельные участки, которые заняты зданиями, строениями либо сооружениями, находящимися в федеральной собственности и в границах которых размещены для постоянной деятельности различного рода и обязанностей войска Погранслужбы РФ, Вооруженные Силы РФ, воинские формирования, а также другие войска и органы. Подобные земельные участки не должны быть объектами сделок, гражданско-правовой направленности, т.к. находятся в собственности государства и могут предоставляться только в бессрочное пользование.
  • Земельные участки, на которых располагаются различные объекты, как-либо связанные с ядерной энергетикой, например, пункты хранения материалов и веществ ядерной и радиоактивной направленности. Оборонная значимость ядерных материалов высока, в связи с чем, Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ устанавливает определенный правовой режим для материалов ядерной и радиоактивной направленности, имеющих межрегиональное либо федеральное значение и находящихся в её собственности. Согласно данного закона земельные участки, на которых размещены либо планируется размещение, радиационных пунктов хранения и источников, ядерных установок не полежат приватизации и не могут быть закладываемы либо отчуждаемы, т.к. предоставляются в бессрочное пользование и из частного оборота изымаются.

 

По всем вопросам связанам с приватизацией и спорам по ней

Свяжитесь с нами:

тел.355-380 (для жителей г.Сыктывкара)

тел. 8(912)865-53-80 (для жителей других районов РК и регионов РФ)

или заполните форму обратной связи и мы свяжимся с Вами в течении 15 минут

c 08:00 до 22:00 без выходных.

ЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС,  И МЫ ВАМ ПОМОЖЕМ!

КОНСУЛЬТАЦИИ БЕСПЛАТНО!!!